Распространенность отдаленных побочных эффектов у людей с диагнозом COVID-19: живой систематический обзор

21 января 2022 г.
1172

Исследователи: Франческа Рейес Доминго, Лиза А. Уодделл, Анджела М. Чун, Кертис Л. Купер, Вероника Дж. Белкорт, Александра М.Э. Цукерманн, Триша Коррин, Рукшанда Ахмад, Лаура Боланд, Клоди Лаприз, Линн Идзерда, Анам Хан, Алехандра Харамилло Гарсия

цель исследования
методы исследования
общие результаты
СИМПТОМЫ (4–12 НЕДЕЛЬ ПОСЛЕ ПОСТАНОВКИ ДИАГНОЗА)
СИМПТОМЫ (БОЛЕЕ 12 НЕДЕЛЬ ПОСЛЕ ПОСТАНОВКИ ДИАГНОЗА)
заключение

Запускаем новую серию публикаций для медицинских экспертов — переводы препринтов актуальных медицинских статей и исследований, которых еще нет на русском языке. В первом проекте представляем итоги исследования группы канадских ученых, посвященного побочным эффектам COVID-19.

Представители канадского министерства здравоохранения провели живой систематический обзор данных о распространенности постковидного синдрома — симптомов, сохраняющихся или возобновляющихся спустя 4–12 и более недель после постановки диагноза COVID-19.

Важность изучения постковидного синдрома

Что такое постковидный синдром? 3 из 5 человек продолжают испытывать последствия COVID-19 — от усталости до нарушения психического здоровья — даже если перенесли болезнь в легкой форме. Последствия COVID-19 касаются неврологии, лор-заболеваний и других. Поэтому важен междисциплинарный подход, и подготовка медицинского сообщества к новым форматам работы с пациентами, перенесшими COVID-19.

Большое количество людей страдают от постковидного синдрома, что будет иметь серьезные последствия для использования ресурсов здравоохранения и производительности труда. Для эффективного решения данной проблемы необходимо четкое понимание распространенности постковидного синдрома и его влияния на здоровье людей.

Цель исследования

По состоянию на май 2021 года коронавирусное заболевание 2019 (COVID-19), вызванное инфицированием коронавирусом тяжелого острого респираторного синдрома‑2 (SARS-CoV-2), унесло жизни более 3 миллионов человек по всему миру (1). В Канаде по состоянию на май 2021 года было зарегистрировано более 1,3 миллиона случаев заболевания COVID-19 и двадцать пять тысяч смертей (2).

Типичная продолжительность острого заболевания COVID-19 составляет от двух до шести недель. Тем не менее некоторые пациенты описывают симптомы истощения, сохраняющиеся или возобновляющиеся в течение нескольких недель или месяцев после острого заболевания (3). В данном обзоре мы использовали термин «постковидный синдром» для описания стойких симптомов. Однако в данном случае также используются термины «затяжной COVID», «постковидный синдром», «хронический COVID-синдром» и «острые последствия инфекции SARS-CoV-2 (PASC)» (4-7). Определение «долгосрочный синдром» также варьируется от ≥4 до ≥12 недель после диагностики COVID-19 (8-10). В данном случае к пациентам обычно применяется определение «больной затяжным COVID» (11-13).

Таким образом, цель данного живого систематического обзора состоит в том, чтобы задокументировать распространенность постковидного синдрома в рамках интервала 4–12 недель (ближайшие последствия) и по прошествии 12 недель (отдаленные последствия) после диагностирования COVID-19 с учетом частоты симптомов, последствий и трудностей, с которыми сталкиваются люди с постковидным синдромом в своей повседневной жизни, в соответствии с общепринятыми критериями методологии систематического обзора.

Цель данного обзора — задокументировать распространенность постковидного синдрома (в течение интервала 4–12 недель и после 12 недель) с учетом частоты симптомов, последствий и трудностей, с которыми сталкиваются люди с постковидным синдромом в своей повседневной жизни.

Методы исследования

Пациенты описали симптомы, сохраняющиеся или возобновляющиеся в течение нескольких недель после острой фазы заболевания COVID-19 (также известные, как постковидный синдром).

Ученые провели систематический обзор первичных рецензируемых опубликованных данных о распространенности симптомов, последствиях и трудностях, связанных с повседневной деятельностью, спустя 4 и более недель после постановки диагноза COVID-19. Исследователи адаптировали предыдущую стратегию поиска, используемую Национальным институтом здравоохранения и совершенствования медицинской помощи Великобритании, и обновили ее для поиска новых данных, опубликованных до 15 января 2021 года в базах данных Embase, Medline, PsycINFO и Cochrane Central.

Два независимых рецензента просматривали ссылки. Один рецензент извлекал информацию, а также оценивал риск систематической ошибки и достоверности доказательств, а другой рецензент проверял полученную информацию. Данные о распространенности, полученные от лиц с лабораторно подтвержденной инфекцией, были (при необходимости) подвергнуты метаанализу с использованием модели случайных эффектов и синтезированы по отдельности в краткосрочные и долгосрочные периоды после постановки диагноза COVID-19. Данные, полученные от клинически диагностированных популяций, были синтезированы с использованием описательного метода.

Общие результаты исследования

В результате изучения 2807 уникальных ссылок, из которых 390 соответствовали критериям для полнотекстовой проверки (Рисунок 1), было отобрано 36 обсервационных исследований. У лиц с лабораторно подтвержденной инфекцией было зарегистрировано более 100 случаев постковидного синдрома.

Основными результатами, представляющими интерес, были любые симптомы, осложнения или исходы, относящиеся к трудностям при осуществлении лицом повседневной деятельности (то есть функциональные исходы), о которых пациенты сообщали через 4 или более недель после постановки диагноза COVID-19, с основными симптомами или последствиями, представляющими интерес, включая утомляемость, одышку, нейрокогнитивные нарушения, боль (в суставах, груди или мышцах), повреждение органов, головокружение, тахикардию, стеснение или тяжесть в груди, обонятельные и вкусовые нарушения, а также нарушения сна. Дополнительные результаты (например, результаты диагностической визуализации или исследования функции легких), которые могут расцениваться, как аномальные (несмотря на устранение симптомов у пациента), рассматривались как данные, представляющие интерес исключительно в долгосрочной перспективе.

У 83% (95% ДИ*: 65-93%; низкая достоверность) и 56% (95% ДИ: 34-75%; очень низкая достоверность) наблюдались персистенция или наличие одного или нескольких симптомов в краткосрочной и долгосрочной перспективе соответственно. В течение обоих периодов чаще всего наблюдались такие симптомы, как утомляемость, общая боль или дискомфорт, нарушения сна, одышка, тревожность или депрессия (балльные оценки от 22 до 51%; достоверность от низкой до очень низкой).

 *– ДИ(доверительный интервал) 95%: 65%-93% означает, что исследуемый параметр находится в диапазоне 65-93% с достоверностью в 95%. Перед ДИ выносится среднее значение интервала: 83% (95% ДИ: 65-93%). Смысл ДИ в том, что мы работаем не с одним средним значением, а с диапазоном значений, следовательно, мы более достоверно оцениваем разницу по параметру между группами

Наши данные показывают, что значительная часть пациентов сообщала о различных симптомах через 4 и больше недель после постановки диагноза COVID-19. По причине низкой уверенности в доказательствах необходимо дальнейшее проведение исследований для точного определения тяжести постковидного синдрома.

Рисунок 1: Блок-схема PRISMA использования статей в процессе систематического обзора

Распространенность симптомов в краткосрочной перспективе (4-12 недель после диагностики COVID-19)

Примерно 4 из 5 человек сообщили о сохранении или наличии одного или нескольких симптомов в краткосрочной перспективе. 52% лиц сообщили, что чувствуют себя плохо, и что их здоровье не может быть полностью восстановлено в краткосрочной перспективе. Наиболее распространенные симптомы в ближайший период:

Распространенность симптомов в долгосрочной перспективе (более 12 недель после диагностики COVID-19)

Примерно 3 из 5 человек сообщили о сохранении или наличии одного или нескольких симптомов на отдаленный период. Наиболее распространенные симптомы в отдаленный период:

Наиболее распространенным осложнением, связанным с тяжелым COVID-19, было неразрешенное нарушение легочной функции (42%, 95% ДИ: 25-29%, очень низкая достоверность).

Заключение

Согласно результатам данного систематического обзора большинство пациентов с лабораторно подтвержденным COVID-19 продолжали испытывать один или несколько симптомов в краткосрочной (83%) и долгосрочной перспективе (56%) после постановки диагноза. Чаще всего наблюдались такие симптомы: усталость, общая боль и дискомфорт, нарушения сна, одышка, нарушения психического здоровья (например, тревожность и депрессия).

Однако у значительной части пациентов с COVID-19, идущих на поправку, также наблюдались многие другие легкие / тяжелые и изнурительные симптомы.

Примерно 30% и 10% лиц не смогли вернуться к работе после диагноза COVID-19 в краткосрочный и отдаленный периоды соответственно. Однако в связи с низким уровнем надежности доказательств и отсутствием точности относительно тяжести постковидного синдрома необходимо дальнейшее проведение работ, чтобы отделить осложнения, обусловленные непосредственно инфекцией COVID-19, от осложнений, связанных с такими факторами, как усиленная медицинская помощь, применяемая в связи с тяжелым заболеванием. В связи с распространенностью и сложным характером данных условий потребуются междисциплинарные подходы к разработке соответствующих диагностических моделей и средств, способов оказания помощи пациентам и комплексов средств для удовлетворения потребностей пациентов, страдающих от постковидного синдрома.

В связи с распространенностью и сложным характером данных условий потребуются междисциплинарные подходы к разработке соответствующих диагностических моделей и средств, способов оказания помощи пациентам и комплексов средств для удовлетворения потребностей пациентов, страдающих от постковидного синдрома.

Источник: ЦИО*

*– Настоящая статья является предварительной публикацией (препринтом) и не рецензировалась. В ней содержатся данные новых медицинских исследований, которые подлежат оценке и поэтому не должны использоваться в клинической практике